Современные дети

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым. Оскар Уайлд

Родители и педагоги испытывают значительные трудности в воспитании и обучении современных детей. Диагностические методики, которыми раньше успешно пользовались специалисты для определения актуального уровня развития ребенка, сегодня его не отражают. Если раньше пятилетний малыш собирал картинку из 5-6 частей, и это расценивалось как нормальное развитие, то сегодня дети в 2-2,5 года без особого труда собирают пазлы из 12 частей. И это уже не одаренность, а нормальное развитие. К педагогам за помощью часто обращаются бабушки и дедушки, которые не понимают как нужно воспитывать внуков. Те методы, которые они использовали для воспитания своих детей, теперь не работают.

Но, наряду с такими ускорившимися темпами интеллектуального развития, специалисты замечают, что современные дети подолгу не могут сосредоточиться, у них низкая концентрация внимания, они не слышат указаний взрослого или делают вид, что не слышат, дети стали очень подвижными, их все труднее организовать. Последнее время эти проявления объясняют гиперактивностью. Особенно бурно обсуждаются причины её возникновения. Большинство родителей винит во всех возникающих трудностях образовательную систему, а педагоги, винят родителей.

Но психологи считают, что причиной всему стала наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация. Отметим лишь некоторые особенности современного мира, которые, безусловно, оказывают влияние на развитие наших детей:

  • меняется экологическая среда
  • меняется информационное и технологическое пространство (информационные и компьютерные технологии). Благодаря телевидению и Интернету современные дети взрослеют раньше, становится все тоньше барьер, который раньше отделял детей от взрослого мира, позволяя им побыть немного детьми
  • меняются социально-культурные и экономические условия, а вслед за ними меняется современная семья и образовательное пространство. Интересно отметить, что чем выше культурный уровень семьи, тем сильнее стресс получаемый детьми. Это не удивительно — семья единый организм и дети неизбежно воспринимают стресс, получаемый родителями каждый день.

Скорость, с которой современная жизнь трансформируется, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. Наши дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые.

Со времен классиков известны размышления на тему конфликта отцов и детей. И дискуссии на эту тему продолжаются. Но конфликт возникал, как правило с детьми постарше, а вот малышей эти споры не касались. Дети дошкольного возраста воспринимались как невинные ангельские создания, которых надо холить и лелеять. Но относительно недавно взрослые стали замечать, что малыши совсем не те, что были раньше.

Современные дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. Ученые пытаются помочь, пишут различные программы и труды по воспитанию и развитию. Но не всегда применение этих программ взрослыми, стремящимися не отстать от прогрессивных методов воспитания, приносит радость детям. И вот мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения.

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Может быть изменились этапы психического развития или сами дети стали другими. Нет, это происходит от того, что социум предъявляет новые требования к ребенку. Если раньше в почете была отзывчивость, доброта и честность, то теперь родители хотят воспитать умного и независимого Человека. И, как результат, у современных детей отстает развитие социальных эмоций: сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства. А вот интеллектуальные эмоции — удивление, радость от познания мира и самопознания — наоборот зашкаливают. И растет самомнение.

Это в эмоциональном плане, а в волевом что же? Современные дети все больше инфантильны. Они демонстрируют слабоволие, выраженное в том, что воля проявляется там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения правилам и нормам, «надо» и «нельзя». И парадоксально то, что при завышенном самомнении, открыто предъявляемой самостоятельности и независимости (кстати, проявляющихся по большей части в высказывания своих желаний и мнений, а не практической ориентировки в окружающем мире и соответствующей компетентности), дети нередко имеют комплекс неполноценности и боятся... что их не любят.

Дисгармоничное развитие ребенка — это наиболее часто встречающаяся проблема современного мира. Выражено оно в отставании в развитии эмоционально-волевой сферы на фоне развитого по возрасту (или выше) интеллекта. Обращает на себя внимание неумение детей играть. Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут. Сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала младшим игровой опыт старшего поколения. Разновозрастных групп в детском саду практически нет, а во дворе они не складываются, да и родители этого боятся как огня, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками.

Семьи чаще всего не отваживаются больше, чем на одного ребенка, с которым взрослым поиграть некогда. Родители готовы заниматься с ребенком важной для его развития деятельностью — читать, писать и считать. Могут рисовать и вместе мастерить, но это уже «потолок» творческой активности родителей. Между тем игровая деятельность — ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, определяет специфику ситуации развития ребенка, освоение социальной позиции «Я и общество».

Специалисты отмечают, что у многих современных детей эмоции чаще проявляются в негативном аспекте — малыши проявляют агрессию к окружающему миру. Обращений за психологической помощью такими детям в последние годы действительно стало много. Современные дети больше подвержены стрессам. Причин много: и частые родовые травмы, и жизнь в большом городе, и неурядицы в семье, где живет ребенок.

Как помочь ребенку? Важно помнить, что с одной стороны он приходит в мир с характером предопределенным наследственностью, а с другой стороны он и чистая книга, историю в которой пишут взрослые. Поэтому их задача не постараться опередить развитие, не подгонять и навязывать ребенку несвойственные ему темпы, а помочь малышу раскрыть свой потенциал, обрести уверенность в собственных силах. Родительская любовь и вера в себя помогут ребенку стать счастливым.