Развитие речи у детей

Речь — это не просто средство общения. Это еще и средство мышления, управления своим поведением, осознания своих чувств и себя как отдельной личности, поэтому без освоения речи невозможно полноценное психическое развитие ребенка.
Педиатры отмечают, что задержка речевого развития становится все более распространенной проблемой. Эта тенденция наблюдается во всем мире и на сегодняшний день число детей с таким диагнозом приближается к 30%.
Как формируется речь? Сначала ребенок учится понимать чужую речь, слушая окружающих. Если родитель не путает стул с табуретом, а ложку с вилкой, то и ребенок вскоре научится отличать эти предметы друг от друга. Так формируется пассивная речь: где у мамы носик, покажи у собачки хвостик, принеси красный мячик… То есть сначала развивается пассивная речь, а только потом ребенок начинает и сам произносить слова. Поэтому очень важно говорить с малышом как можно раньше и как можно более развернутыми предложениями, чтобы наполнять его словарный запас.
Что же может стать причиной возникновения проблем в период, когда идет активное развитие речи у детей. Причин много и мы не будем касаться медицинских, а рассмотрим исключительно «бытовые».
Гаджеты. Современные дети осваивают планшеты и телефоны со скоростью ошеломительной. Сочетание динамично меняющихся ярких картинок с музыкой и прочими эффектами делает из гаджета универсальную няню, способную надолго занять малыша. Но важно понимать, что мозг ребенка развивается в процессе последовательного качественного перехода от одной стадии развития к другой, где умения и навыки последующей стадии базируется на умениях и навыках, приобретенных на предыдущей. В каждом возрастном периоде есть ведущий вид деятельности, посредством которого идет процесс познания окружающего мира.В раннем детстве (в период от 1 года до 3 лет) предметно-манипулятивная деятельность является основным видом деятельности ребенка. В этот период малыш развивается исследуя окружающий мир: берет предметы в руки, облизывает их, поднимает и бросает, стучит, пробует на прочность. И в этот момент самая дешевая деревянная пирамидка служит инструментом, который развивает мозг. А вот пирамидка из планшета не обладает необходимым набором свойств и не может стимулировать развитие ребенка. Поэтому родители, с младенчества предлагающие своим детям планшеты и телефоны, оказывают им медвежью услугу. У ребенка, рано познавшего мир технологий, как правило есть проблемы с речью. Но и это еще не все: у такого ребенка нарушен сон, есть проблемы с питанием, он агрессивен, быстро возбуждается и долго не может успокоиться. Поэтому железобетонное правило: до трех лет — никаких гаджетов!
Моторика. Многие наверняка уже знают, что развитие мелкой моторики непосредственно влияет на развитие речи у детей. Действительно участки головного мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, связаны, и развитие одного участка стимулирует развитие другого. Поэтому так важно давать ребенку возможность возиться с мелкими предметами (под присмотром, разумеется), рисовать карандашами, лепить, вырезать, шнуровать, застегивать пуговицы… Но мелкая моторика не развивается самостоятельно, она — часть общей моторики, то есть умения ребенка прыгать, бегать, двигать синхронно руками и ногами, подниматься и спускаться по лестнице, ловить и бросать мяч. Поэтому так хороши подвижные игры, лабиринты, шведские стенки и бассейны, ведь они помогают развитию координации движений и пространственного мышления, то есть ориентировки в пространстве. Да, в конце концов, на обычном дереве во дворе ребенок научится большему, чем дома перед телевизором или с планшетом в руках.
Дети -билингва. Развитие речи у детей, живущих в многоязычной семье, имеет свои особенности. Считается, что многоязычные дети начинают говорить позже. Это и понятно — объем информации, которую ребенку надо усвоить и переработать, существенно больше. Конечно, многое зависит от того, на каких языках говорят в семье: близкие языки осваиваются проще и быстрее, а на освоение языков из разных групп уходит больше времени. Но для того, чтобы развитие речи у детей шло без дополнительных затруднений, родителям важно следить за тем, чтобы языковая среда была раздельной, то есть каждый родитель должен разговаривать с ребенком на своем языке и не заимствовать слова из другого языка.
Речь — это сложный процесс, усилие. Поэтому очень важно стимулировать ребенка к тому, чтобы он с интересом и удовольствием прилагал его. Общайтесь с вашими детьми, читайте им сказки, пойте песенки, учите стихи. Очень важно, чтобы ребенок не просто слышал речь, а слышал речь, обращенную именно к нему. Это залог полноценного развития малыша.